Евтушенко ( Гангнус) Евгений Александрович (р.1933), русский поэт.

БИОГРАФИЯ ПОЭТА

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области. Отец - Гангнус Александр Рудольфович (1910-1976), геолог. Мать - Евтушенко Зинаида Ермолаевна (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР. Супруга - Евтушенко Мария Владимировна (1961 г. рожд.), врач, филолог. Сыновья: Петр (1967 г. рожд.), художник; Александр (1979 г. рожд.), журналист, живет в Англии; Антон (1981 г. рожд.), живет в Англии; Евгений (1989 г. рожд.), учится в средней школе в США; Дмитрий (1990 г. рожд.), учится в средней школе в США.

Поэт рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института, в 1957 году исключен за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Печататься начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете «Советский спорт» датированы 1949 годом. Принятый в Союз писателей СССР в 1952 году, стал самым молодым его членом.. Отец Евгения Евтушенко был геологом, писал стихи, привил сыну любовь к поэзииать Евтушенко была певицей, впоследствии получила звание заслуженного работника культуры РСФСР. 1947 год – после переезда в Москву, во время учебы в школе, Евгений Евтушенко занимался в поэтической студии Дворца пионеров Дзержинского района. Посещал литконсультации издательства «Молодая гвардия». Здесь в течение более чем трех лет с Евгением занимался поэт А. Досталь. 1949 год – Евтушенко впервые публикует свои стихи в газете «Советский спорт», и с этого момента печатается регулярно. 1951 – 1954 гг. – Евтушенко учится в Литературном институте им. М. Горького. Был исключен за то, что выступал в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Тогда же, в студенческие годы, Евтушенко начинает писать прозу. 1952 год – Евтушенко становится самым молодым членом СП СССР. В этом же году Евтушенко пишет стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые считает началом своей серьезной работы. Тогда же в свет выходит его первый поэтический сборник «Разведчики грядущего». В 50-е годы Евгений Евтушенко публикует серию политических сборников: «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов», «Обещание» и др. 1959 год – в журнале «Юность» напечатан первый рассказ Е. Евтушенко «Четвертая Мещанская». Начало 1960-х годов – Евтушенко, одним из первых среди поэтов, выходит на эстраду. Сначала он читает свои стихи со сцены Политехнического музея, позже начинает собирать стадионы. В этот же период Евтушенко начинает писать песни. Первой стала «Хотят ли русские войны» (композитор Э. Колмановский, первый исполнитель Марк Бернес). Позже в соавторстве с Колмановским было написано еще несколько песен: «Вальс о вальсе», «Бежит река», «Родина моя», «В городе дождь», «Убийцы ходят по земле», «Белые снеги» и другие. Позже Евтушенко в качестве поэта-песенника работал и с другими композиторами: А. Эшпаем, Ю. Саулъским, Н. Богословским, М. Таривердиевым, Е. Крылатовым… 1963 год – в печати появляется второй рассказ Е. Евтушенко «Куриный бог». Этот же год – Евтушенко публикует во французском журнале «Экспресс» свою «Автобиографию». За это в Советском Союзе он был подвергнут резкой критике. После этого Евтушенко вместе с Ю. Казаковым уезжает на север, на Печору. Здесь он знакомится с северной русской природой и с тем, как бездумно человек уничтожает природу. «Баллада о браконьерстве» была написана после знакомства поэта с руководителем «передовой» рыболовецкой артели: чтобы стать первыми, рыбаки тоннами уничтожали рыбу. Во время и после поездки были написаны также "Баллада о миражах", "Качка" и ряд других произведений, опубликованные в журналах «Юность» и «Новый мир». 1964 год – Евтушенко пишет сценарий для фильма «Я - Куба». В основу произведения легли впечатления, полученные во время нескольких поездок поэта на Кубу. Этот год в жизни Е Евтушенко обозначается как переходный этап от раннего творчества к зрелому. Итогом раннего творчества стала поэма «Братская ГРЭС». 1967 год – Евтушенко пишет повесть «Пирл-Харбор». 1970 год – опубликована первая поэма Е. Евтушенко «Казанский университет». Всего же поэм было 14: «Ивановские ситцы», «Непрядва», «Под кожей статуи Свободы», «Снег в Токио», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба» и др. 1971 год – появляется полемическое стихотворение Е. Евтушенко «Тихая поэзия». Произведение стало реакцией на политическую ситуацию в Советском Союзе, в частности на попытки реабилитации сталинизма. С приходом к власти Л.И. Брежнева в стране начинается затухание «громкой» гражданской поэзии. В стихотворении «Тихая поэзия» есть такие слова: «Поэзия, будь громкой или тихой,/Не будь тихоней лживой никогда!». Этот же период отмечен началом движения диссидентов. Евтушенко не примкнул к ним, но при этом все равно был инакомыслящим по отношению к официальной идеологии. 1979 год – Евтушенко играет главную роль (Циолковского) в фильме «Взлет». В этом же году вышел целый том его стихотворений о Грузии, включающий также переводы грузинской поэзии. Том назывался «Тяжелее земли». Вообще же грузинская тема занимает большое место в творчестве Евтушенко. Он много писал о Грузии и переводил с грузинского. 1980 год – выходит книга Е. Евтушенко «талант есть чудо неслучайное», где собраны его лучшие критические работы. Начало 1980-х – Евтушенко после большого перерыва возвращается к созданию прозаических произведений. Выходят его повесть «Ардабиола» и роман «Ягодные места».1984 год – выходит авторский фильм Е.Евтушенко «Детский сад»онец 1980-х годов – Е. Евтушенко становится депутатом Верховного Совета СССР. В этот период он активизируется как публицистачало 1990-х годов – Е. Евтушенко переезжает в США, но продолжает каждый год по нескольку месяцев проводить России. В Штатах он читает курс русской поэзии в университетах. В этот же период Евтушенко активно пишет прозу, стихи, сценарии, создает антологию «Десять веков русской поэзии» (с XI по XXI в), ставшую результатом многолетнего исследовательского труда.1996 год – выходит книга-альбом «Дай Бог» с новыми стихами поэта.2002 год – Е. Евтушенко выступает с сольным поэтическим вечером в Большом Кремлевском дворце.

 

Евгений Евтушенко - почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. За поэму «Мама и нейтронная бомба» удостоен Государственной премии СССР (1984). Лауреат премий имени Т. Табидзе (Грузия), Я. Райниса (Латвия), Фреджене-81, «Золотой лев» Венеции, Энтурия, премии города Триада (Италия), международной премии «Академии Симба» и других. Лауреат премии Академии российского телевидения «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России - больше, чем поэт» (1998), премии имени Уолта Уитмена (США). Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999). Широкий резонанс имел отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне (1993). Роман «Не умирай прежде смерти» был признан лучшим иностранным романом 1995 года в Италии.

 

За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью «Люмьеры» за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.

 

В мае 2003 года Е. Евтушенко награжден общественным орденом «Живая легенда» (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года – грузинским «Орденом Чести». Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003). Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах - Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.

 

В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн. км).

 

February 28th, 2010 | Author: Anatoliy Zelikman

 

http://cat.convdocs.org/docs/index-55816.html

 

Бабий Яр был преступлением фашизма. Но наше многолетнее замалчивание чужого преступления стало преступлением собственным. Замалчивание — это тоже убийство, убийство памяти… Что является психологической причиной замалчивания? Боязнь напомнить о преступлении, в котором замешана украинская полиция. Нежелание вызвать сочувствие к евреям. Вдруг они снова смогут понадобиться для очередного выброса накопившегося озлобления…Я давно хотел написать стихи об антисемитизме. Но эта тема нашла свое поэтическое решение только тогда, когда я побывал в Киеве и воочию увидел это страшное место – Бабий Яр…Напомню почти дословно о моём разговоре прелюдно с Хрущёвым в 1962 году: ”Уважаемый Никита Сергеевич, я специально остановился на этом стихотворении и вот с какой целью: мы все знаем, что никто не сделал больше Вас по ликвидации отрицательных последствий культа личности Сталина, и мы все очень благодарны Вам за это. Но остался один вопрос, который тоже является отрицательным последствием тех времен, до сих пор еще не решен, это вопрос об антисемитизме. Это имеет место. Я сам был свидетелем таких вещей, причем это исходило от людей, занимающих официальные посты, и таким образом принимало официальный характер. Мы не можем идти к коммунизму с таким тяжелым грузом, как юдофобство. И здесь не поможет ни молчание, ни отрицание, вопрос должен быть решен и мы надеемся, что он будет решен. На нас смотрит весь прогрессивный мир и решение этого вопроса еще больше поднимет авторитет нашей страны. Под решением вопроса я имею в виду прекращение антисемитизма по всем линиям, с привлечением антисемитов к уголовной ответственности. Эта действенная мера даст возможность многим лицам еврейской национальности воспрянуть духом и приведет к еще большим успехам во всех областях коммунистического строительства.”

Есть русскость больше, чем по крови:
Как перед нравственным судом,
Родившись русским, при погроме
Себя почувствовать жидом.

Меня спрашивают, почему я написал “Бабий Яр”. Может быть, потому что однажды, когда все-таки я был мальчиком сталинского времени, я это написал, исповедально показал в моем фильме. Ведь я поверил. Я был мальчик, дедушек моих арестовали в моем присутствии, когда мне было 4 года. У меня память начинается с 1937 года, когда арестовывали моих дедушек ни за что. Один из них не вернулся, другой вернулся сломленным человеком. И у меня боролось, с другой стороны Сталин был как верховный главнокомандующий, это тоже не могло не отразиться на моем отношении к Сталину, и у меня душа раздваивалась все время. И когда сообщили о том, что врачи отравители Сталина, они его отравили и так далее, я был потрясен, как были потрясены многие люди. Я написал стихи. Я пришел в одну семью очень хорошую, и я прочел эти стихи о врачах-отравителях. Они не были антисемитскими совершенно. Но это были просто стихи потрясенного человека, что так могло случиться. И мне сказала мать этой семьи, это могло ей дорого стоить, она сказала: “Женечка, эти врачи они ни в чем не виновны. Это неправда. Спрячьте это стихотворение, никогда не показывайте это стихотворение. Вы никогда не отмоетесь потом”. И я верил этим людям. Я поверил, и я спрятал, я никому его не показывал. И я носил его и может быть, потому что я написал “Бабий Яр” это потому, что я однажды мог очень сильно ошибиться. И на всю жизнь. Потому что я поверил вот этой газетной версии в тот момент. И это был огромный урок моральный. И поэтому когда меня мои товарищи на “Мосфильме” уговаривали: Женя, у тебя и так много врагов, сними этот эпизод, зачем, рассказывать, что ты написал, кто это знает. Я сказал: нет, я должен об этом рассказать, потому что это будет каким-то уроком и предупреждением другим молодым людям. ( Из интервью на радиостанции ”Эхо Москвы”. 12.12.05 – А.З.)

Да, мою кандидатуру ( номинант на Нобелевскую премию по литературе 2008 – А.З.) предложил Всемирный конгресс русскоязычного еврейства. Это признание за ”Бабий Яр”, произведение, написнное под впечатлением от 13-ой симфонии Шостаковича. И за антирасистский дух моих произведений. Это честь, великое волнение. А расизм я испытал на собственной шкуре. Когда я родился, моя фамилия была не Евтушенко, а Гангнус, это фамилия моего отца, немецкая. Мне было семь лет, когда началась война, и учительница на станции Зима говорила другим: ”Как вы можете с ним играть? Он же немец”. Моя бабушка, мудрая и сильная женщина, возмутилась, схватила скалку и направилась в школу. Она нашла учительницу, сидящей под плакатом с изображением Маркса и Энгельса. Её гнев испарился. Она сказала: ”А эти двое, быть может, узбеки?” Но потом она решила, что было бы правильнее поменять мою фамилию на фамилию моей матери, наполовину польки, наполовину украинки. С этого дня я стал Евгений Евтушенко.

В России даже антисемиты с удовольствием танцуют «семь сорок».

           Комментарий: Однажды Евтушенко, оказавшись в Нью-Йорке на концерте симфонического оркестра, с гордостью сообщил его дирижеру, что в Московском симфоническом оркестре больше половины — евреи. Дирижер очень удивился и ответил, что никогда не интересовался, сколько евреев у него в оркестре. «И вот тогда я понял, — рассказывал Евтушенко, — в чем заключается истинный антисемитизм».

SairosCredit

My-shop.ru